Потери России сопоставимы со стоимостью «Газпрома» или одной пятой частью годового бюджета страны. 4 года ОПГ из 500 человек осуществляло преступную схему. Только сегодня был арестован один из лидеров банды

46 млрд долларов за 4 года. Арестован один из руководителей ОПГ, которого подозревают в выводе за границу этой суммы. МВД официально подтвердило арест бизнесмена Александра Григорьева. Ранее об этом сообщили СМИ. Следствие считает, что в состав преступной группы входили 500 человек. Деньги они выводили через Молдавию.

Схема была до неприличия простой. Некие иностранные компании якобы занимали российским компаниям сотни миллионов долларов. Приходил срок возврата кредитов. Должники от обязательств не отказывались, но с грустью констатировали, что денег нет. Иностранцы шли в суд. А конкретно в районные суды Молдавии, потому что гарантами по кредитам выступали граждане этой страны, как правило, лица без определенного места жительства. Суды, естественно, выносили решения в пользу истцов. Попутно выяснялось, что у поручителей проигравшей стороны были счета в молдавском банке, куда по решению суда из России и уходили деньги. Среди молдавских приставов были рекордсмены, которые взыскивали с ответчиков сотни миллиардов рублей.


Максим Осадчий

начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования

«Для схемы были необходимы коррумпированные судьи, чтобы прямо на потоке штамповались решения судов, плюс еще коррумпированные приставы. Это надо было, конечно, поискать такую страну, но вот нашли Молдавию. А что касается банков, которые участвовали в схеме и каким-то образом были связаны с господином Григорьевым, были отозваны лицензии тоже не без скандалов».


Сейчас полиция выяснила, что всем этим 4 года занималась целая преступная группа, куда входили 500 человек. Арестованный бизнесмен Александр Григорьев ее возглавлял. Интересно, что год назад СМИ со ссылкой на банкиров писали, что этот гражданин якобы лишь сидел на маленьком проценте с транзита денежных потоков. Заодно пресса вспоминала, что у Григорьева был общий бизнес с человеком по имени Игорь Путин, и они вместе работали в Русском Земельном Банке, куда Игорь Путин пришел из Мастер-Банка. Обе кредитные организации ныне не существуют, и там и там ЦБ в свое время выявил сомнительные многомиллиардные операции. Кстати, когда лопнул Мастер-Банк, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявлял, что Игорь Путин — хоть и дальний родственник главы государства, но общих деловых связей у них не было. Теперь, пожалуй, главный вопрос — почему российские регуляторы все эти годы не могли пресечь вывод огромных сумм?


Александр Лебедев

глава Национального резервного банка

«Банк они называют положительно «бачок». У них есть жаргон свой. «Конверт, обнал» — это же жаргонная тематика. Наконец-то стало всем понятно, что это огромная теневая экономика, связанная с выводом за границу большого количества грязных денег. Есть специалисты, это очень крупные специалисты, о которых вы сейчас говорите, и любой школьник поймет, что украсть из нескольких сотен банков 100 млрд долларов безнаказанно можно только при поддержке регулятора. Это же очевидно. Не всего регулятора. К этому, например, никакого отношения не имеет Набиуллина, которая с этим борется. Но тот надзор, который существовал там до Набиуллиной, безусловно, имеет к этому прямое отношение. Часть этого надзора и осталась в ЦБ. Когда-нибудь с них спросят. Это очевидно».


Год назад «Ведомости» писали, что МВД узнало о крупных финансовых преступлениях от молдавских коллег. Это они отправили письмо в Россию с описанием схемы. А уже затем наши правоохранители начали проверку. Еще два важных вопроса — как российская экономика выжила, если из нее изъяли гигантскую сумму — 46 млрд долларов? И как их переварила экономика Молдавии. Здесь все просто, говорят опрошенные эксперты. Эти деньги сразу уходили из Молдавии. Либо в офшор, либо назад в Россию. Обычный бизнес, только оборот теневой — мимо налоговой и таможни. Но сумма как основа этого крепкого криминального коктейля все равно впечатляет. На эти деньги можно было купить примерно 70 «Мистралей». В рублях — это 3 трлн рублей, одна пятая годового бюджета страны. Наконец, почти столько же на Московской бирже стоит национальное достояние «Газпром». И целых 4 года чьи-то мечты сказочно сбывались.