Корреспондент "Комсомольской правды" Владимир Ворсобин побеседовал с известным банкиром и картофелеводом об ответных санкциях России.

Известный банкир Александр Лебедев чем только в последние годы не занимался: и самолеты в России строил, и газету в Англии издавал, и физиономию миллионеру Полонскому в прямом эфире бил... Но теперь Лебедев стал ближе к земле - вложил 450 миллионов рублей в производство картофеля в Тульской области. Рад ли он продуктовому эмбарго, которым Россия ответила Западу, об этом мы спросили его самого:

- Александр Евгеньевич, ответные санкции действительно помогут вам, картофелеводу?

- Теоретически, да. Но мой бизнес в секторе, который и так почти весь российский - картофель и все виды зерновых. Там мало что ввозится, за исключением посевного материала. А вот тут надо быть очень аккуратным. 90% семенного картофеля импортируются из-за границы, и если импорт запретить, через год мы получим такой удар по всем 20 миллионам тоннам российского урожая! К сожалению, раньше, чем через несколько лет заместить производство семенного картофеля мы не сможем. Этой отрасли у нас уже практически нет.

Или другой пример - вы помните, какая летом стояла жара? 35-36 градусов. И многие производители картофеля в этом году соберут плохой урожай. Особенно те, у кого нет орошения. И вот тут могут начаться сложности с замещением иностранной картошки...

- И что с этим делать?

- Надо очень тонко управлять экономикой, чтоб с одной стороны помочь производителям, с другой - не допустить роста цен. Ведь если некоторые виды товаров не будут замещаться национальным производителем, то цены вырастут. Причем надо учитывать - что производители сами заинтересованы в завышении цены. Что логично - они захотят получить прибыль, чтоб потом инвестировать ее в производство и еще больше нарастить объемы продукции. Так что очень хочется посмотреть, как это все будет выглядеть - теоретически от санкций российские производители должны выиграть, но у меня есть некие опасения за кошельки граждан.

- Правительство заявило, что не допустит роста цен.

- Не допустит? Хорошо, давайте считать. В Германии государство субсидирует сельское хозяйство в соотношении 400 евро на гектар. Россия дает производителю 400 рублей на гектар, то есть 8 евро. В 50 раз меньше! Причем затраты аграриев на зерновые составляют 700-1000 долларов на гектар, а по картофелю — до 4000 долларов. Получается, для российского правительства сельское хозяйство до сих пор считалось не очень важной отраслью. И если власти не увеличат погектарную поддержку, причем резко, в разы, тогда у меня сомнений будет меньше. Но пока, извините, это просто слова - «не допустим».

И еще мне интересно, пойдет ли правительство дальше — ведь многие западные компании стран, которые участвуют в санкциях, производят продукты питания на нашей территории. Они, например, покупают у меня картофель и делают из него чипсы на собственных заводах. Рентабельность производства сырого картофеля - 10%, а их чипсы дают 200% прибыли, поскольку у них есть бренд. Например, кампания «Пепсико» имеет бренд «Лейс» и занимает 70% рынка, объем которого миллиард долларов. Конкурировать с ними практически невозможно.

Но, думаю, ограничение этих ребят не коснутся. Хотя с другой стороны — а вдруг?

- А для российской экономики было бы полезно?

- Я давно думаю насчет производства собственных товаров из картофеля. Было бы здорово договориться с каким-нибудь крупным ретейлером, чтоб мой товар сразу попал на полку и мог конкурировать с американским производителем. Но иностранцы вложили за последние 10 лет такие колосальные деньги в рекламу в России, у них настолько хорошо разработана пищевая цепочка, что они просто непобедимы. Притом, что еда у них крайне вредная. Можно ведь делать чипсы без фритюрного канцерогенного масла, тогда картошка сохраняет витамин С. Да и конкурировать с Макдональдсом в категории здорового питания можно... Но у них тоже такое положение на рынке, что его в пору назвать монопольным...

- Простой российский потребитель почувствует санкции? И если да, то когда?

- Это вопрос опять-таки к российскому правительству. Сдержать цены и заместить иностранные товары в принципе возможно. Но будет ли это сделано - мы в ближайшее время почувствуем. - Но какой ваш прогноз? - По своему опыту скажу - до этой поры для правительства сельхозпроизводитель был 25-ой темой. Сначала нефть, потом газ, потом металлы, потом импорт иностранной авиатехники, и в конце списка село. 8 евро на гектар.