ВЕДУЩИЙ: Вот эта история с неурожаем, про которую говорили сегодня в Думе коммунисты, насколько она серьезная. Смотрите, наше Правительство на прошедшем только что саммите АТЭС объявило Россию гарантом продовольственной безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Значит ли это, что у нас так много зерна и другой продукции сельского хозяйства, что мы в силах прокормить полмира. Нет. Это значит только одно: поскольку у американцев из-за аномальной засухи в этом году погиб урожай, мы готовы принять у вас те денежки, которые вы хотели отдать американцам. Эти красивые слова про гаранта - просто реклама наших торговцев зерном.

Александр ЛЕБЕДЕВ, предприниматель, доктор экономических наук: В принципе, продовольственная безопасность в стране абсолютно обеспечена. Там есть всякие нюансы по регулированию, когда нужны интервенции, когда нужна помощь, когда нужно что-то там откупать на рынке. Ну, более или менее, Правительство с этим справляется. Сегодняшние дискуссии в Думе только лишний раз говорят о непрофессионализме этого органа. Он вообще делом не своим занят. Ему надо принимать правильные законы и самостоятельно их разрабатывать, а они рассуждают на любую тему, как правило, очень плохо разбираясь в предмете.

ВЕДУЩИЙ: Конечно, урожай зерновых этого года превысил показатели катастрофического 2010, когда погибло 30% урожая. А в этом году погибло всего-то 20%.

Леонид ХОЛОД, 1997-1999 гг. - заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РФ: Зерно - это базовый товар для всего сельского хозяйства, для всей продуктовой цепочки. Значит, мало того, что на него ориентируются все остальные цены, которые, может быть, и не принимают участие в зерновом производстве, да. Но это напрямую влияет на животноводческую продукцию, потому что корма дорожают, соответственно, имеют тенденцию к росту цен на свинину, на курицу, на крупный рогатый скот и так далее, и тому подобное.

ВЕДУЩИЙ: Чтобы понять размах нашей торговли зерном, давайте посмотрим пришедшую сегодня статистику по грузам, которые идут на экспорт, но только по одному морскому порту Таганрог за последние полгода, я не беру Новороссийский порт, основные ворота нашего зернового экспорта, специально, чтобы не смазывать картинку. Итак, из всех экспортных грузов Таганрогского порта на первом месте - нефтепродукты - 41% от всего экспорта, на втором - зерно - 28%, а на третьем - уголь - 25%. То есть только через один порт зерна вывезли из страны всего на 10% меньше нефтепродуктов.

Павел ГРУДИНИН, директор ЗАО «Совхоз имени Ленина»: Основным игроком на мировом рынке сельхозпроизводстве являются, конечно, страны: США, Китай, Европа, ЕС так называемая. Мы, к сожалению, в основные рынки не входим мировые. Хотя на самом деле вот в последнее время из-за большого производства зерна, и даже не из-за того, что много производим, а от того, что мы мало потребляем. То есть мы вывозим зерно, а ввозим мясо. Вот поэтому мы можем продать много зерна. Оно не совсем качественное, оно достаточно низкое в цене. И поэтому востребовано.

ВЕДУЩИЙ: Понимаете, наше зерно не очень качественное, например, потому, что мы на гектар пашни кладем не 700 килограмм удобрений, как в Голландии, а 19. Оно достаточно низкое в цене, и поэтому его охотно покупают. Что же делают из нашего зерна? Италия покупает его для производства спагетти, Германия гонит из него спирт и делает шнапс, а вот в восточной Германии из низкосортного российского зерна продолжают выпекать хлеб. Скандинавия из нашей пшеницы также гонит спирт, а вот гречиху нашу покупает Британия на корм для свиней. При этом в России не остается дешевого зерна для нашей собственной скотины, поэтому привозим мясо из-за рубежа. Но для скотины-то ладно, низкосортная пшеница идет для выпечки недорогого хлеба. А чтобы он был хотя бы похож на настоящий, в него приходится добавлять соответствующие химические вещества. Мне кажется, Правительство не понимает, что главное - сначала качественно и дешево накормить собственное население, а уже потом продавать излишки зерна, набивая карманы дружественным бизнесменам, а не наоборот - продать зерно, а остатками кормить народ. Задача тем более сложная, что проблемы климатические накладываются на проблемы сокращения сельхозземель.

Николай ХАРИТОНОВ, депутат Госдумы РФ, фракция КПРФ: В советское время в РСФСР было более 9-ти миллионов орошаемых земель только. Сегодня - полтора, и два миллиона мы не наберем. Применение минеральных удобрений и передовых технологий сегодня недостаточно. Кое-где, а точнее, по большому счету, упрощенные схемы в растениеводстве применяются, плюс порядка 40 миллионов гектар пашни - это земель сельхозназначения заброшено в результате непродуманных либеральных реформ начала 90-х годов. Это на самом деле так. Представьте на минуту, если бы 40 миллионов гектар,Ю хотя бы по 10 центнеров с гектара - это 40 миллионов тонн зерна было бы.

ВЕДУЩИЙ: Эксперты говорят - голода не будет. Будет повышение цен. Другой вопрос, до какого уровня должны повыситься цены в России, за которыми начнется угроза голода. По мнению специалистов ООН, когда 50% населения не смогут обеспечивать себя едой. Конечно, нам до этого далеко, но пугает другое. Мы движемся все-таки в этом направлении, а не в обратном. Медленно, шажочками, но в этом. Так что Правительство может сколько угодно объявлять нас гарантом продовольственной безопасности стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Главное, чтобы она когда-нибудь стала гарантом продовольственной безопасности собственной страны.