Вчера первый и последний президент СССР Михаил Горбачев заявил о планах создания Социал-демократической партии. Не прошло и дня, как ряд других политиков левого фланга заявили о намерении сформировать Социал-демократический союз. В интервью Slon Горбачев заявил о готовности рассматривать возможность объединения с остальными социал-демократами, а также объяснил, что сам партию возглавлять не намерен и ставку делает на молодежь с Болотной площади.

– Михаил Сергеевич, параллельно с вашей Социал-демократической партией возникла коалиция Социал-демократический союз во главе с такими лидерами как Геннадий Гудков, Сергей Удальцов, Илья Пономарев. Вы готовы сотрудничать с ними и, может быть, даже как-то объединяться?

– Вполне. Во всяком случае персонально – вполне. Да и программно тоже. Если наши ценности общие – то почему бы и нет.

– Среди этих людей есть и те, кто разделяет симпатии в отношении Сталина, для вас это не является препятствием?

– Я не думаю, что должны быть ограничения по каким-то конкретным моментам, главное, чтобы были одни и те же общие принципы. В остальном же это должно быть широкое объединение.

– При этом вы в своей партии планируете…

– Не в моей. В том-то и отличие этой партии – она не моя, а наша. Я же вижу, как сейчас все остальные партии вырастают, все строятся вокруг кого-то, под кого-то. У нас же все будет строиться снизу. А то я уже вижу, что новость о создании партии тут же получила отлуп от журналистов определенного рода, скажем так, "наймитов", и все бьют по Горбачеву. Они просто понимают, эта партия не будет карманной, она будет совершенно независимой.

– Вы готовы к жесткой критике в адрес Путина?

– Ну моя-то личная позиция всем известна. А как будут высказываться другие члены партии – это их дело. Лично я думаю, что мы должны прежде всего предлагать конструктивную программу. Но это мои пока планы лично, а как там уж партия решит.

– Кто из известных людей, помимо предпринимателя Александра Лебедева, уже высказал готовность поддержать партию?

– Уже довольно много людей, Руслан Семенович Гринберг, глава института экономики РАН, Николай Петрович Шмелев, глава Института Европы РАН, у нас же довольно живая организация уже существует давно…

– Горбачев-фонд?

– Нет, Горбачев-фонд это тоже братская организация, но я имею в виду Союз социал-демократов России, у нас немало регионов, и сейчас только Москва пока активизировалась, и мы еще точно не получили подтверждения по регионам, кто вступает, кто нет, хотя могу сказать, что из регионов тоже было такое давление, что надо воссоздавать политическую партию наконец. У нас же была партия раньше, довольно активная, 82 региона, но потом власти стали выдавливать, все сделали для этого, и додавили в конце концов. С того времени они, видать, поумнели, и открылись новые возможности, да и люди стали выходить, протестовать.

– Те именитые академики, которые были вами перечислены, это люди преклонного возраста. А молодежь, как думаете, пойдет к вам?

– В нашей партии мы планируем делать ставку именно на молодежь. Это те, кто пришли на Болотную площадь, на следующие митинги, не сдавались, мерзли – это же в основном были молодые люди, средний класс. Вот они, я надеюсь, и станут основой партии.

– У вас есть представление о том, кто бы мог возглавить вашу партию и потенциально быть кандидатом на должность президента от нее?

– Могу точно сказать, что это буду не я – хотя я планирую активно участвовать в деятельности партии, работать с документами, но никаких руководящих постов занимать не намерен. Пусть это будет кто-то из молодого поколения.

– А вы можете назвать пару имен молодых политиков, кто бы мог встать во главе партии?

– Конечно могу, конечно, только пока не хотелось бы озвучивать их имена публично, потому что это будет навязывание что ли. Пусть они сами выдвигаются, посоревнуются друг с другом, и партия определится с выбором. Это не должно быть моим решением.