С 2009 года сразу несколько крупных отечественных предпринимателей начали обрастать странными на первый взгляд активами за рубежом - солидными, но не приносящими прибыли печатными газетами. Их попытки выйти на европейский медиарынок почти никто всерьез не воспринял. Бизнес-сообщество терялось в догадках, что же движет нашими бизнесменами. И время так и не расставило точки над "i".

К настоящему моменту лишь одно приобретенное издание смогло поправить свои дела. Эксперты рассматривают тягу олигархов из России к владению иностранными газетами скорее как средство защиты от политических рисков или как инструмент самопиара. Надо сказать, что в любом случае развлечение получается не из дешевых.

Владелец газет

Покупка председателем совета директоров Национальной резервной корпорации Александром Лебедевым ежевечерней лондонской газеты The Evening Standard (сейчас - London Evening Standard, LES) в 2009 году широко обсуждалась и у нас, и в Великобритании, и в остальной Европе. За символический 1 фунт стерлингов российский олигарх получил контроль над чуть более чем 75% акций убыточного издания и стал председателем правления Evening Standard Ltd. Крупнейший до этой сделки акционер - Daily Mail & General Trust - сохранил за собой 24,9%. На момент приобретения ежегодные убытки The Evening Standard оценивались в 15-25 млн евро. Сам Александр Лебедев отшучивался: лондонская пресса, дескать, привлекла его потому, что Юрий Лужков не разрешил ему создать бесплатную газету для метрополитена, этакого конкурента издания, выпускаемого у нас по лицензии шведской компании Metro. Бизнесмену даже предлагали в отместку мэру силами LES провести независимое расследование регулярного исчезновения денег из московского бюджета. Но он отказался: не для того авторитетное издание покупал.

Если кто-то и терялся в догадках, зачем российскому предпринимателю британская газета, то он сам, очевидно, продумал все досконально. Сразу же после завершения сделки Александр Лебедев заявил, что может закрыть The Evening Standard, если в ближайшие три года та не станет приносить прибыль. Впрочем, он был уверен, что этого не случится. "Тираж и распространение LES увеличатся более чем в 2 раза - с нынешних 250 тыс. экземпляров в день до более чем 600 тыс., соответственно, расширится аудитория, - анонсировал стратегию развития газеты в своем блоге г-н Лебедев. - Сперва потеряем доходы от продаж. А со временем за счет роста тиража и объемов рекламы они начнут расти". По его словам, это приобретение было сделано исключительно ради получения прибыли. "Сомнительное заявление, - говорит первый заместитель генерального директора холдинга "Ньюс Медиа Рус" Ашот Габрелянов. - Газетный бизнес несравним по рентабельности с другими его активами - банковскими, авиационными, девелоперскими. К тому же практически все европейские медиа сидят в убытках, и рассматривать их покупку как способ получения прибыли в масштабах основного бизнеса Лебедева, по меньшей мере, странно".

News for free

Александр Лебедев убежден, что с читателей денег брать не следует. "Я вообще считаю, что качественная информация, в том числе печатная пресса, должна доходить до людей бесплатно. Задача бизнеса - это поддерживать", - формулирует он свой взгляд на СМИ. Так или иначе, ему удалось претворить замысел в жизнь. Он отменил плату за London Evening Standard. Данный шаг способствовал росту ее аудитории и тиража чуть ли не втрое: к июню 2011-го число читателей увеличилось с 500 тыс. до 1,4 млн человек, количество экземпляров - с 236 тыс. до 600 тыс. "Хороший ход, - отмечает президент издательского дома Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев. - Бесплатные газеты как раз одна из немногих ниш, в которых печатные СМИ набирают влияние, а не теряют его". С ним согласен Ашот Габрелянов. "С распространением Интернета брать плату за газету [на бумажном носителе. - Прим. "РБК"] - абсурд. Этой практики скоро не будет, и переход на бесплатную модель - очень своевременное решение", - полагает он.

"Об этом странно писать, и в это трудно поверить" - такими словами британская The Guardian открывала материал о том, что конкурирующее с ней издание впервые за долгие годы распрощалось с клеймом убыточного. Уже летом 2010-го, затрачивая каждую неделю около 1,34 млн евро на выпуск и распространение, примерно столько же LES еженедельно стала получать в виде доходов. И, может быть, смелый шаг Александра Лебедева еще более выигрышно смотрится на фоне решения крупнейшего медиамагната мира Руперта Мердо-ка сделать платными онлайновые версии газет The Times и The Sunday Times, в офлайне переживающих резкое падение тиражей и объемов рекламы. "У Мердока проблемы, он газету дотирует, и стоит ему это 100 млн долларов в год", - комментирует ситуацию российский бизнесмен.

Взять французов

Намерение экс-сенатора Глеба Фетисова купить в июне 2(110 года убыточную французскую газету Le Monde труднообъяснимо. По французским законам иностранец не может владеть более чем 20% акций местного СМИ. Тем не менее заявка на русском языке, уместившаяся на одной странице, пришла от него 21 июня, за день до завершения приема документов. Другие претенденты представляли 30-страничные заявки на французском. На своем официальном сайте Глеб Фетисов сообщил, что собирается приобрести Le Monde потому, что знает, как реструктурировать ее долги и зарабатывать на издании. При этом он не планировал вмешиваться в работу журналистов - хотел только расширить круг рекламодателей за счет российских компаний, имеющих бизнес во Франции. За контрольный пакет акций газеты предполагалось выручить от 80 до 120 млн евро. Ее долг на тот момент составлял 100 млн евро.

Бизнесмену из России газет; не досталась. Ее продали своим - банкиру Матье Пигассу, предпринимателю Пьеру Бер-же и основателю и президенту телекоммуникационной компании Free Ксавье Ньелю. Общее мнение французов сформулировал обозреватель отдела изучения СМИ газеты Les Echos Жан-Кристоф Феро. Российские олигархи заметил он, имеют не самый привлекательный имидж в глазах его соотечественников: зимние пьянки в Куршевеле и летние кутежи на Лазурном Берегу сделали свое дело.

Вторжение Пугачева

А вот Александр Пугачев, сын сенатора и предпринимателя Сергея Пугачева, видимо не вызвал у французов подобных ассоциаций. Не исключено, что свою роль сыграл тот факт, что ко времени покупки France-Soir Пугачев-младший уже несколько лет являлся гражданином Франции. Однако успешным медиа-менеджером его назвать сложно. В отличие от Александра Лебедева, условий сделки он не раскрывает, но известно, что в развитие газеты бизнесмен вложил уже около 20 млн евро. Между тем вывести ее на уровень рентабельности так и не смог. "Во-первых, 20 млн - не такая большая инвестиция, чтобы рассчитывать на мгновенную прибыльность, - отмечает Виктор Шкулев. - Плюс деньги надо заставить работать".

С этим, похоже, новый владелец France-Soir не справился. Как и Александр Лебедев, он решился на изменения в приобретенном бизнесе, хотя и не такие революционные. Плату за издание не отменил, но существенно снизил -до 50 евроцентов за номер. Теперь это самая дешевая газета Франции. Главный ее конкурент - Le Parisien - стоит вдвое дороже. К тому же Александр Пугачев полностью обновил команду журналистов и редакторов. Из вечерней газеты он хотел сделать востребованный массами таблоид - прекрасно иллюстрированный, с расследованиями и репортажами с мест событий. Но популярности обновленная France-Soir не завоевала. "Трудно оценить, что помешало, - рассуждает основатель и главный редактор онлайн-издания "Частный корреспондент" Иван Засурский. - Скорее всего, причина в том, что такой формат бумажной прессы легко поедается более реактивными СМИ - Интернетом, мобильными приложениями, соцсетями".

Стоящая покупка

Эксперты считают, что об экономической выгоде медийных покупок наших олигархов речи не идет. "Чтобы зарабатывать на чем-то, необходимо очень хорошо в этом разбираться, - убежден Ашот Габрелянов. - И журналистика не исключение. Мало нанять отличного редактора - надо самому понимать, как пишется яркий заголовок, подзаголовок, где достать интересный материал и даже как сэкономить на краске. Только в этом случае медиапроект может приносить прибыль". В пример он приводит Руперта Мердока, который до сих пор встречается с редакторами своих газет, чтобы утвердить текст передовицы или картинку на третьей полосе. Вряд ли кто-то из российских владельцев западных газет сам придумывает заголовки или пишет статьи. "Одно дело - быть собственником газеты, другое - зарабатывать на ней. Даже у такого талантливого предпринимателя, как Владимир Лисин, не получилось зарабатывать на медиа. Просто потому, что это не его профильный актив", - подытоживает г-н Габрелянов. Но владелец LES, судя по всему, настроен решительно. В мае 2011-го Александр Лебедев заявил журналистам, что собирается сосредоточиться на развитии медиаактивов. Ради этого он даже "готов перестать числиться акционером" в других компаниях. По его мнению, параллельно ворочать капиталами во многих бизнесах и поддерживать независимые журналистские расследования нельзя. Это подрывает доверие. Из списка российских миллиардеров по версии Forbes г-н Лебедев также не прочь исчезнуть. Кстати, сейчас он занимает в нем 45-е место с состоянием в 2,1 млрд долларов. Возможно, покупка уважаемых зарубежных изданий нашими предпринимателями - лишь дорогой способ самопиара и создания положительного имиджа. Хотя в Европе такие их шаги воспринимаются неоднозначно. "Британские СМИ долго шумели по этому поводу, - вспоминает известный колумнист London Evening Standard Сэм Лит. - Были разные точки зрения: одни возмущались тем фактом, что бывшие агенты КГБ дотянулись до самой свободной в мире печати; другие, более снисходительные, говорили, что наконец появилась надежда на спасение умирающего издания".

Либо роль подобного спасителя понравилась Александру Лебедеву, либо его вдохновили успехи LES, но в марте 2010-го он приобрел еще одно дышащее на ладан британское издание - The Independent. За такую же символическую плату. На сей раз бизнесмен не обещал, что превратит новые активы в прибыльное предприятие, а честно признался, что решил "элегантно потратить деньги". Убытки газеты за 2009 год составили 14,8 млн евро. "Это точно не бизнес для Лебедева", - делится мнением Виктор Шкулев. Он полагает, что данная покупка совершена просто ради увеличения доли на британском медийном рынке.

Естественно, в перспективе предпринимателю придется вкладываться еще и в освоение виртуального медиапро-странства. С распространением Интернета печатные газеты медленно, но верно утрачивают свое значение. Как люди конъюнктурные, бизнесмены должны это чувствовать. "Бумажные СМИ постепенно теряют влияние, даже в консервативной Англии, - констатирует Иван Засурский. - Впрочем, почему бы не содержать газету на проценты от доходов? Я бы тоже купил газету на сдачу".

Семейный подряд

Сергей Пугачев и его сын Александр стали практически семейными инвесторами Франции. Так, принадлежащая Объединенной промышленной корпорации (основной актив российского миллиардера) люксембургская компания Luxadvor четыре года назад приобрела старейший французский бакалейный дом Hediard. Подчеркнем: европейские эксперты считают, что бакалея - гораздо более выгодное вложение денег, нежели ежедневное печатное издание. "В долгосрочной перспективе успех газеты France-Soir [сейчас принадлежит Александру Пугачеву. - Прим. "РБК"] проблематичен", - утверждает журналист Жан-Кристоф Феро. По его словам, недавно во Франции пытались оживить спрос на такие крупные издания, как Le Figaro и Le Parisien. Тираж каждой из них составляет 400-500 тыс. экземпляров, и это, конечно, более солидные игроки, чем тот, что приобретен Пугачевым-младшим. Но вместо того, чтобы завоевать новых читателей, газеты потеряли прежних. Кстати, у Пугачева-старшего также есть опыт покупки иностранного СМИ. Та же компания Luxadvor контролировала европейский спутниковый канал Lux.TV. Но, по информации источников журнала "РБК", в прошлом году российский олигарх вышел из этого бизнеса из-за конфликта с другими акционерами.

У Пугачева-младшего пока не получилось сделать France-Soir прибыльным изданием.

"Я вообще считаю, что качественная информация, в том числе печатная пресса, должна доходить до людей бесплатно. Задача бизнеса - это поддерживать".