Помимо политической цензуры, к угрозам независимой журналистики сегодня можно отнести давление владельцев издания, рекламодателей, а также влияние "Infotainment" и новых медиа. Такое мнение высказал дипломатический редактор "The Times" Майкл Биньон. Майкл Биньон получил образование в Кембридже, 15 лет работал собкором в Москве, Вашингтоне, Бонне, Брюсселе, делал репортажи из стран Ближнего Востока, занимался изучением проблемы ядерного оружия. До прихода в "Таймс" в 1972 году успел поработать преподавателем английского в Минске, а потом - корреспондентом Арабской службы Би-би-си. Встреча с журналистом состоялась в Британском консульстве.

В начале встречи Майкл Биньон отметил - за последние 40 лет средства массовой информации и в России, и в Великобритании претерпели значительные изменения. О том, как изменилась работа британских журналистов и с какими угрозами они сталкиваются сегодня он рассказал российским коллегам.

По словам Майкла Биньона, прямого политического давления на СМИ в Британии не оказывается. Однако говорить о том, что пресса абсолютно свободна, было бы не совсем корректно - британские журналисты принимают во внимание ряд ограничений.

В частности, издания могут быть подвергнуты неофициальной цензуре. Речь, правда, идет о достаточно ограниченном перечне тем, связанных с вопросами государственной и национальной безопасности. Если правительство узнает о том, что печатное издание готовит публикацию, способную, по оценке органов, нанести ущерб нацбезопасности, то направляет в редакцию уведомление о непубликации материала. Редакция издания имеет возможность пренебречь этой рекомендацией, но, впоследствии может столкнуться с тем, что правительственные источники изменят формат общения с изданием, уменьшив количество доступной для журналистов информации. По словам Биньона, как правило, подобных проблем не возникает - получив уведомление британские СМИ зачастую предпочитают не рисковать.

Другая возможная угроза - давление со стороны владельцев. Однако, как пояснил Майкл Биньон, для большинства владельцев издание СМИ - бизнес, который приносит вполне реальные доходы. Продавливание же политической позиции может привести к тому, что газета потеряет большую часть аудитории. Именно поэтому, как правило, издатели отказываются от вмешательства в редакционную политику. В качестве примера Майкл Биньон рассказал о ситуации в "The Times". Владельцем издания с 1981 года является глава News Corporation, медиамагнат Руперт Мердок. По словам Майкла Биньона, владелец издания не внес принципиальных изменений в характер издания и его контент.

"К моменту приобретения "The Times" в медиакорпорацию входил целый ряд австралийских и британских изданий, часть из которых была таблоидами, - объясняет Биньон. - Превращать газету в подобное издание не было смысла". Однако несколько преобразований все-таки произошло, отметил он. Издание стало более современным - был уменьшен размер газеты, некоторые изменения коснулись дизайна.

Майкл Биньон рассказал, что за время работы в издании написал более 2600 редакторских колонок для "The Times" и за это время ни разу не получал советов от владельца издания. Конечно, влияние владельца выражается в выборе главного редактора, через которого основатель медиаимперии доносит свои позицию по ключевым для издания вопросам - оценку ситуации на Ближнему Востоку, отношение к США, поддержку партии на выборах. Несмотря на это, говорить о давлении на журналистов было бы неверно. "Наша свобода не ограничена", - подчеркнул Майкл Биньон.

По словам Биньона, владельцы редко вмешиваются в политику приобретенных ими СМИ. Причем, касается это не только ситуации с "The Times". Когда газету "The Evening Standard" купил российский олигарх Александр Лебедев, многие опасались, что издание сменит свою политическую ориентацию. Однако, несмотря на это, Лебедев не только не оказал значительного влияния на редакционную политику, но реанимировал издание, прежде несшее огромные убытки. Майкл Биньон отметил, что эффективным оказался переход на бесплатное распространение, который позволил "The Evening Standard" занять свою нишу среди британских СМИ и привлечь почти в десять раз больше рекламодателей, чем раньше. Ситуация, при которой владелец оказывает определенное влияние на издание, в целом, актуальна для СМИ во всем мире. Важно понимать, что совокупность изданий, занимающих самые различные позиции в политическом плане, в итоге, создает полный спектр взглядов общества.

Потенциальной угрозой в адрес независимой прессы могло бы стать давление рекламодателей, однако в Британии этого не происходит, отметил Майкл Биньон. Если рекламодатель начинает давить на СМИ, то эта ситуация мгновенно становится достоянием гласности и издание отказывается размещать рекламную информацию этой компании. Подобные прецеденты достаточно жестко пресекаются, так как все издания придерживаются аналогично жесткой позиции в этом смысле.

Гораздо большую опасность для качественной журналистики представляет так называемый "Infotainment". Слово, родившееся при наложении information (англ.: информация) entertainment (англ.: развлечение) обозначает информационный контент СМИ, включающий в себя развлечение. "Серьезная пресса в Британии испытывает определенное влияние этого подхода, - подчеркнул Майкл Биньон. - Все больше изданий идут на поводу у читателей, пренебрегая серьезными темами в угоду популярных и острых историй. Даже качественная пресса все больше пишет о конкретных персоналиях. Но больше всего от "Infortaiment" страдает телевидение.

Последняя тенденция связана и с влиянием новых медиа, которое представители британской журналистики не склонны идеализировать. "Сегодня в социальных сетях можно, игнорируя серьезные СМИ, найти информацию о происходящем в жизни общества, - отмечает Майкл Биньон. - И молодое поколение британцев практически не читает качественную прессу, предпочитая либо знакомиться с новостями в сети, либо читать перепечатки новостей в блогах. Однако в отличие от профессиональных журналистов, блогеры не несут ответственности за предоставляемую читателю информацию. Не соблюдается принцип представления разных точек зрения на проблему, отсутствует механизм проверки информации. В итоге, читатель перестает требовать достоверности и от традиционных СМИ". Безусловно, появление новых медиа способствует демократизации общества, подчеркнул Майкл Биньон. "Однако, чем больше свободы появляется у читателя, который сегодня уже может писать новости самостоятельно, тем в большей опасности оказывается качественная журналистика, - отметил он. - Я бы усомнился в том, что через 10 лет газеты будут существовать в прежнем формате".