Каков истинный размер бюджетного дефицита и какой будет инфляция? Почему автономия получила бюджет на уровне 17-летней давности и чего ждать крымчанам от государства в нынешнем году? Закроется ли «Черноморца» и не хочет ли ее владелец свернуть свой бизнес в Украине и уехать за рубеж? На эти и другие вопросы «1К» отвечает народный депутат Украины, лидер крымской организации партии «Батьківщина» Андрей Сенченко.

1К: Андрей Виленович, накануне Нового года был принят бюджет страны. Вы министр финансов в оппозиционном правительстве. Как Вы и Ваша политическая сила оцениваете этот документ?

АС: Как абсолютно нереалистичный. Под этим утверждением я сейчас могу подписаться и оставить расписку в редакции вашей газеты. Я уверен, что этот бюджет исполнен не будет. На самом деле это большая проблема. Бюджет строится, как некая пирамида, в которой первый ярус, фундамент бюджета - это макропоказатели, оценка перспектив финансового положения страны на следующий год. Если эта оценка трезвая, тогда все остальное реалистично. Если она необъективная, базируется на каких-то абсурдных вещах, тогда все остальное здание бюджета стоять не будет. Каким образом правительство Азарова делало этот бюджет? Они посмотрели в глаза МВФ, увидели в них то, что они хотят видеть, и это положили на бумагу под названием макропоказатели. А все остальное уже подгоняли под это. Поэтому когда у них не стыковался показатель по дефициту бюджета, они надували доходы, чтобы выйти на требуемую цифру. Представьте себе, что такое запланированный дефицит бюджета. Это означает, что власть запланировала 100 единиц неких финансовых ресурсов, но при этом говорит, что 97 из них мы получим, а остальные три как-нибудь в течение года, может быть, получим. А если не получим, то чуть-чуть ужмемся, в конце концов, 3% не такая большая цифра. Но когда на самом деле реальных доходов 85%, а не хватает 15%, то это означает, что власть будет совершенно спокойно тратить деньги на свои нужды, на покупку «Мерседесов», дорогой мебели, ремонт офисов, не ограничивая себя, а на социальные программы в конце года не хватит. В результате многие программы не будут профинансированы.

1К: Вы утверждаете, что реальный, скрытый дефицит бюджета не 3%, как декларирует правительство Азарова, а 15%?

АС: Именно так. Дефицит в размере 3% в абсолютных цифрах составляет 38,8 млрд. грн. Приведу один пример. В бюджете 2010 года фонд зарплаты на страну был заложен в объеме 350 млрд. грн. Эта та зарплата, которую должны получить работающие люди, и денежное довольствие военнослужащих. Это один из макропоказателей. Исходя из этой суммы рассчитываются доходы Пенсионного фонда и подоходный налог. Что же произошло с этими показателями на самом деле? Есть последняя, достоверная статистика за 10 месяцев, потом правительство Азарова запретило давать статистику. За 10 месяцев фонд зарплаты по стране составил 240 млрд. грн. Официальной зарплаты, я подчеркиваю. Мы же понимаем, что еще есть конверты с доплатой, которые не учитываются. Исходя из первой цифры мы считаем, что по итогам года фонд зарплаты по стране будет порядка 300 млрд. грн. 1К То есть реальное уменьшение от запланированного составит 50 млрд. грн.? АС Да, но что делает правительство Азарова? Готовя бюджет-2011, они говорят: так, в прошлом году у нас было 350 млрд. грн., пусть в будущем будет 390 млрд. грн. Не намного, на 15%, но зарплата увеличится. Если поверить, что власть увеличит зарплату на показатель инфляции, то фонд зарплаты составит 340 - 350 млрд. грн., т.е. на 40 - 50 млрд. грн. меньше плана. Из этой воздушной суммы Пенсионный фонд недополучит 14 млрд. грн. и бюджет еще 6 млрд. грн. в виде подоходного налога. Теперь суммируйте официальные показатели дефицита бюджета и его скрытую часть. Это 38 млрд. грн. плюс 14 млрд. грн., плюс 6 млрд. грн. И уже мы получим не 3,1% дефицита, а 4,6%.

Дальше: в бюджете нынешнего года заложено 10 млрд. грн. доходов от приватизации. Один раз за годы независимости страна имела такого уровня доходы, когда на открытом аукционе Тимошенко повторно продала «Криворожсталь». Все остальные годы доходы от приватизации были менее 1 млрд. грн. Поэтому в 10 млрд. грн. я не верю.

Дальше: на финансирование армии заложено 13,2 млрд. грн. Но из них 2,2 млрд. грн. - спецфонд, т.е. средства, которые государство рассчитывает получить от продажи излишнего, списанного военного имущества. За всю новейшую историю в среднем на 500 млн. грн. в год пополнялся спецфонд. Один раз сумели продать на 800 млн. грн. Поэтому я снова не поверю, что показатель 2,2 млрд. грн. будет выполнен. И соответственно не верю, что власть профинансирует строительство жилья для военных. И таких примеров сколько угодно. А суммировав все это, я могу сказать, что реальный дефицит бюджета 15%.

1К: Чем это грозит стране?

АС: Это грозит тем, что красивая картинка в дальнейшем будет переписана. Я уверен, что в течение года будут проводить так называемый секвестр бюджета, т.е. его урезание. Потому что когда этот бюджет не будет исполняться, а им потребуется очередной транш МВФ, они будут выходить в парламент и пропихивать коленом сокращение расходов в связи с недопоступлением доходов. Что предпримет власть? Аж бегом будет финансировать «Евро-2012», потому что там идет отмывка денег. Что же тогда сократят? Конечно, социальные программы.

1К: Одним из критериев, по которым оценивают бюджет, принято считать так называемые защищенные статьи. Как Вы оцениваете этот показатель? АС Защищенные статьи - это же далеко не все социальные программы. Да, есть защищенная статья - зарплата. Но есть же, например, расходы на науку, на культуру, на охрану здоровья, которые не являются защищенными. Урезать будут их. Я в крымских газетах читаю, что наши медики стонут из-за недофинансирования программ, связанных с сахарным диабетом, с гемодиализом и прочими вещами. А куда отступать? Если дают на гемодиализ четверть от потребности, то трем четвертям больных власть, по сути, говорит: вот вам билет на кладбище. 1К Как Вы оцениваете показатели инфляции?

АС: Те 8%, которые декларирует Кабмин Азарова, они тоже абсолютно нереалистичны. Я думаю, реально будет порядка 12%. Это связано с тем, что в прошлом, 2010 году власть практически не поддержала аграрный сектор. Безусловно, повлияла небывалая засуха, к тому же сказалась совершенно коррупционная схема с квотами на экспорт зерна, предложенная правительством, которая, по сути, привела к падению внутренних цен на зерно ниже себестоимости. Это на фоне того, что весной крестьян не кредитовали. И то, как власть сейчас себя ведет, гарантирует неизбежный рост цен на продукты питания как минимум все первое полугодие. А дальше все будет зависеть от того, как власть поведет себя будущей весной. Будет или нет кредитовать село. Но пока предпосылки паршивые. Дальше власть собирается снова повышать цену на газ, и за ней вырастут все производные. Дважды в этом году собираются повышать цены на электроэнергию со всеми вытекающими последствиями.

1К: Но вот крымское правительство намерено в этом году начать практику земельных аукционов. Может быть, эти доходы смогут покрыть дефицит бюджета?

АС: Нет, не покроют. Вы же видите, что вокруг этих аукционов постоянно идет какая-то возня, их уже в который раз откладывают. Власть постоянно демонстрирует двойную мораль. С одной стороны, декларирует аукционы, а с другой - идет просеивание всех участков, которые можно продать, и они их с удовольствием продадут вне аукционов. Фундамент всех земельных безобразий был заложен не какими-то «оранжевыми», а «регионалами», которые последние 9 лет у власти в Крыму. Когда в середине 90-х были попытки упорядочить земельные отношения, создать единый цифровой кадастр, зонирование территорий, организаторы черного рынка земли в Крыму сделали все возможное, чтобы этого не допустить. А пожинаем плоды мы с вами.

1К: Однако крымское правительство уверяет, что автономия получит небывалую финансовую поддержку из центра.

АС: Говорить о том, что Крым находится в исключительном положении, что на него прольется золотой дождь, что он получит субвенцию в 900 млн. грн., какой не было ни у кого, как минимум, наивно. Я предлагаю взять суммарный бюджет Крыма, это все, субвенции и т.д., перевести в условные единицы, и мы с вами увидим, что этот бюджет равен бюджету Крыма 1994 года. Тогда, напомню, Крым имел годовой бюджет в размере $480 млн. Это время, когда действовал договор о бюджетных взаимоотношениях между Крымом и Киевом. Он действовал два года, и мы имели $450 -480 млн. Сейчас, со всем этим «золотым дождем», мы выходим на ту же сумму. Теперь зададим себе вопрос: 17 лет назад и сейчас, пусть даже $500 млн., - это сопоставимые цифры? Мы с вами понимаем, что сегодня бюджет Крыма в разы ниже. Поэтому все рассказы о том, что власть осчастливит Крым, - это пустое. Плюс к этому все обещания в части экономических полномочий Крыма пока несостоятельны. Чтобы не быть голословным, приведу лишь один пример. Когда утверждался Бюджетный кодекс, автономия в лице крымской власти никоим образом даже не пыталась защитить интересы полуострова. Собственно говоря, их и невозможно было защитить по той простой причине, что сегодня утверждение любого закона, который нужен власти, проходит за 10 минут. Комкается все, по взмаху руки Чечетова депутаты большинства голосуют, даже не прочитав документ. Вот этим взмахом руки создали ситуацию, когда плательщики акцизов уходят из Крыма. Где была голова, когда махали руками?

1К: В канун Нового года Крым принял стратегию развития автономии на 10 лет, до 2017 года. Знакомы ли Вы с этим документом и как его оцениваете?

АС: Я думаю, его судьба такая же, как и у бюджета 2011 года. По той причине, что это документ рекламно-популистского характера. Чтобы строить стратегию, нужно иметь уверенность в том, что будет в ближайшие 10 лет. Не эта бравада: мы пришли на 10 лет! Уверенность может базироваться только на взаимопониманий власти и граждан. А когда этого понимания нет и с каждым днем его все меньше и меньше, то говорить о прогнозах на 10 лет самонадеянно. Они не могут сделать реалистичный финансовый прогноз на год, что можно говорить о 10 годах? Спросите любого человека, причастного к бизнесу: кто себя чувствует уверенно? Я общаюсь с бизнесменами, начиная от тех, кто торгует за прилавком на рынке, и до тех, кто летает на своих самолетах. Я не знаю ни одного, кто бы чувствовал себя сегодня уверенно. Соответственно никто не вкладывает в экономику собственной страны средства именно в силу этой неуверенности.

1К: Хорошо, вопрос личного характера. Все лето мы были свидетелями того, как прессовали Ваш личный бизнес. Сегодня Вас оставили в покое?

АС: Нет, конечно, не оставили, понабивали гвоздей, другое дело, что власть смотрит на все общество как на потенциальных врагов. Первые полгода после выборов они смотрели как на врагов на политиков, которые поддерживали на выборах их оппонентов, а сейчас у них во врагах уже большая часть страны. Просто силы распылились, вот и все.

1К: Тогда какая сейчас ситуация с «Черноморкой»? Ее действительно могут закрыть?

АС: Нет, не могут, духу у них не хватит. Представьте себе, как закрыть в русскоязычном Крыму канал за русский язык. Инсинуации есть, но, слава Богу, «Черноморке» открыли счет.

1К: Какие у Вас отношения с российским миллиардером Лебедевым? Вопрос связан с тем, что на последней в прошлом году сессии ВР Крыма вновь встал вопрос о бывшей гостинице «Астория» под стенами парламента автономии. Это же ваш общий с Лебедевым проект.

АС: С Лебедевым у меня нормальные отношения, уважительные. По сути дела могу сказать, что проект этого отеля на 90% окончен. Но Лебедев мне говорит: чтобы вкладывать деньги, я должен понимать, что власть перестает заниматься рэкетом. Лебедев де-факто самый крупный иностранный инвестор в Крыму. Человек вкладывает, строит и строит. И залогом того, что он участвует в этом проекте, является то, что построено в Алуште. Почему этот недострой стоит столько лет? Давайте вспомним всю историю, она есть в письменном виде. Все эти выкрутасы двух последних созывов парламента - когда было удобно, они переводили это здание в разряд памятников или, наоборот, исключали его из реестра памятников архитектуры. А это принципиально меняет все нюансы, связанные с проектированием и т.д. Поэтому власти нужно успокоиться и вместо этих выступлений в парламенте сказать, что мы готовы поддержать проект.

1К: Крымский спикер Владимир Константинов выказывал намерение лично содействовать скорейшему окончанию строительства.

АС: Я готов с ним встретиться и обсудить все нюансы. Но еще раз хочу напомнить, что этот объект на 50% принадлежит российскому инвестору Александру Лебедеву. Тому, кто сегодня испытывает жесточайшее давление в Крыму как инвестор. Нужно снять это давление, и объект, о котором идет речь, мгновенно начнет строиться.

1К: В свете последних событий у Вас, как у Лебедева, не возникало спонтанное желание послать к черту всю украинскую и крымскую власть и перевести бизнес в другую страну?

АС: Понимаете, Лебедев, как ни специфически это звучит, в Крыму иностранный инвестор. А я в Крыму коренной житель, крымчанин в седьмом поколении. И пасовать перед публикой, которая сегодня изображает из себя крымскую власть, я точно не буду. Потому что я понимаю, что Крым и раньше очищался от всего наносного и в этот раз очистится.