Технологии меняют индустрию средств массовой информации. Взрывной рост социальных сетей Facebook и Twitter резко сократил объем продаваемых газет на многих рынках. Но все не так плохо. Бывший генерал КГБ Александр Лебедев упрочил позиции британской печатной прессы, купив The Independent за 1 фунт. Его Evening Standard распространялся бесплатно и обрел новую жизнь.

Валютный рынок

C какой стороны не посмотри, 2010 год пошатнул наши устои, традиционные воззрения, отформатировал или на качественном уровне изменил привычные представления о природе вещей. В Великобритании власть поделили Консерваторы и Либерал-демократы и ничего, земля под ногами не разверзлась. Еврозона перестала быть убежищем и превратилась в эпицентр нестабильности. Бараку Обаме удалось то, обо что многие до него сломали копья, он продвинул реформу здравоохранения и сектора финансовых услуг. Сильвио Берлуцкони пережил серию скандалов на почве секса. Тони Блэр, человек, которого ненавидит большинство британцев, написал мемуары, ставшие бестселлером. Катар, богатый нефтью эмират, завоевал право на проведение у себя футбольного кубка мира в 2022 году. Россия, между тем, примет у себя кубок 2018 года. Мировой финансовый кризис и его последствия весь год занимали умы политиков. Из окон Дели, Сингапура или Сан-Паоло он казался менее страшным, чем из окон Дублина, Мадрида или Вашингтона. Американские нетрадиционные меры, направленные на устранение рисков дефляции, были неизбежными и крайне противоречивыми. Валюты развивающихся стран резко выросли против доллар, золото существенно подорожало, а относительно открытые экономики, такие как в Индонезии и Южной Корее, начали экспериментировать с введением контроля над потоками капитала. После банкротства Lehman Brothers, вторая годовщина которого состоялась в сентябре и прошла почти незамеченной, неизбежность глобализации перестала быть настолько уж очевидной. BHP, англо-австралийский горнодобывающий гигант, отказался от покупки Potash за 40 млрд. долларов, не сумев получить одобрение у канадского правительства. Британское правительство, между тем, отложило принятие решения относительно поглощения BSkyS Рупертом Мердоком - редкий, если не единственный отказ для него со стороны Британии. Регуляторы, вынужденные уйти в тень на время кризиса, вернулись к активным действиям. В этом году мы стали свидетелями мужественных и смелых поступков: 33 чилийских шахтера выживали почти 70 дней под землей, на глубине 700 метров. В целом же, семь событий формируют облик 2010 года.

1. От банковского кризиса к кризису государственного долга

В 2009 году рекапитализация банков на фоне огромных дефицитных расходов спасли мир от депрессии в стиле 1930-х. В 2010 году пришло время платить по долгам, пришло время долгового кризиса. Рынки вдруг осознали, что обязательства и риски, согласно закону сохранения вещества, никуда не исчезли, они просто перешли из частного сектора в государственный. Еврозона пережила самый серьезный кризис за всю свою 12-летнюю историю. Греция с огромным государственным долгом и Ирландия с неплатежеспособной банковской системой были вынуждены просить помощи на общую сумму 200 млрд. евро. В Германии электорат пришел в ярость. Ангела Меркель настояла на введении новых правил для решения проблемы финансовой беспечности и систематизации подобных "спасательных операций" в будущем. Испания и Португалия также пострадали, поскольку рынки начали шарахаться от периферийных экономик. К концу года Европейский центральный банк был вынужден отложить сворачивание программ обеспечения ликвидности для проблемных банков, и начать покупку государственных облигаций (однако, не в тех количествах, которые могли бы расстроить Германию или успокоить рынки).

Принятые изначально правила управления Еврозоной доказали свою несостоятельность. В Маастрихском договоре нет ни слова о необходимости спасать банкротящиеся государства, между тем, в разгар кризиса пришлось выручать Грецию и Ирландию. Между тем, договор призывает ограничивать бюджетный дефицит 3% от ВВП - это правило было успешно проигнорировано Францией и Германией, соответственно, оно не сработало и для других стран: Греция, Испания, Португалия и Ирландия спокойно существовали с огромными дефицитами текущего счета. В 2010 году Германия при поддержке Франции начала переписывать правила. Многие пришли к выводу, что если Еврозона и выживет, то только на условиях, продиктованных немцами. К ним относится и назначение немца (возможно, Акселя Вебера) на должность председателя ЕЦБ в следующем году.

2. Америка теряет силу, Китай набирает мощь

В 2010 году Китай обогнал Японию и занял место второй по величине экономики в мире, вскоре он станет крупнейшим производителем в мире. Кроме того, Китай сделался более агрессивным, доставив тем самым немало беспокойств своим соседям. Япония была вынуждена пойти на унизительные уступки после ареста китайского рыболовного судна, которое зашло в ее территориальные воды. Просьбы США скорректировать валютный курс юаня благополучно игнорировались, а попытки Штатов решить проблему мировых дисбалансов на заседании Большой Двадцатки в Сеуле, столкнулись с оппозицией, организованной Китаем. Между тем, несмотря на кураж и самодовольство Китая, далеко не все идет по плану. В середине года многие заводы и фабрики страны накрыла волна недовольств среди работников, правда пострадали в основном иностранные компании. Выросли цены на продукты питания, напомнив всем о том, что восстанию 1989 года на площади Тяньаньмэнь предшествовал именно всплеск инфляции. Власти продолжили наступать на горло Интернету, выжив из страны поисковик Google. Негодование официального Пекина по поводу присуждения Нобелевской премии за вклад в укрепление мира Лю Сяобо, активному борцу за права человека, подчеркнуло нестабильность действующего режима.

В США процесс восстановления столкнулся с непреодолимыми препятствиями. Федрезерву даже пришлось запустить программу количественного ослабления по новому кругу, в народе она получила название QE2. Популярность Обамы резко упала, а Демократы потерпели поражение на промежуточных выборах. Выросла популярность партии Сары Пэйлин, а популистсткая "Чайная партия" получила места в Конгрессе. На подъеме оказался и Гленн Бек, вечно разглагольствующий телеведущий Fox News, который постоянно обвинял президента в "неамериканских" качествах и поступках. Но несмотря на это у Обамы по-прежнему нет достойного преемника ни среди Демократов, ни среди Республиканцев. Военная кампания в Афганистане начала набирать обороты, но коррупция и ослабленные государственные институты снизили эффективность выбранной стратегии. В противостоянии с Израилем по вопросу урегулирования конфликтов на Западном берегу реки Иордан Обмам не выдержал первым. В долгосрочной перспективе наиболее важное значение имеют утверждения Хилари Клинтон о том, что у США есть интересы в Тихоокеанском регионе. Таким образом, Штаты признали растущее влияние Китая в этой области.

3. Ник и Дейв против пессимистов

Перед общими выборами в Великобритании (в мае 2010 года) все только и говорили о том, что "подвешенный парламент" (то есть отсутствие четкого парламентского большинства у той или иной партии) станет катастрофой. Финансовые рынки начнут паниковать, а британский народ будет лишен дееспособного правительства. Однако лидер Демократов Дэвид Кэмерон и глава Либерал-Демократов Ник Клегг, сумели воспользоваться моментом и сколотить коалицию, оставив Гордона Брауна и лейбористов не у дел. Кэмерон и Клегг решили пойти на сложную сделку, включающую реформу выборной системы, передел министерских портфелей и амбициозную программу по сокращению расходов для снижения дефицита. На рынки все это произвело неизгладимое впечатление. На Мервина Кинга, главу Банка Англии, тоже. Кинг призывал к активным действиям еще до выборов, иначто, утверждал он, Британию ждет утрата доверия из-за кризиса государственного долга. Некоторые его коллеги из Комитета по монетарной политике считали, что председателю не следует вмешиваться в вопросы фискальной политики. Сегодня же мы можем с уверенностью сказать, что его опасения относительно рынка облигаций оправдались. Многих комментаторов и политиков удивил принцип действия коалиции: "сначала стрелять, потом задавать вопросы". Система здравоохранения, система социального обеспечения и плата за обучение в вузах попали под реформу, хотя насчет здравоохранения некоторые все же колебались. Переоценка расходов происходила довольно жестко, как в плане цифр, так и в плане риторики, особенно это касалось оборонного сектора, который уже давно считается слабым местом Великобритании. Первыми вестниками проблем стали выступления студентов, недовольных повышением платы за обучение. Однако настоящий тест на выживание ждет коалицию в 2011 году.

4. Переоценка риска

Землетрясения в Чили и на Гаити напомнили нам о том, сколько горя и разрушений приносят природные катаклизмы, однако, в центре внимания оставались все же беды, сотворенные человеком. Утечка нефти в Мексиканском заливе обошлась компании ВР в миллиарды долларов и закончилась отставкой Тони Хейварда, розовощекого руководителя компании, который стал главным объектом ненависти защитников окружающей среды и политиков. Взрыв в Макондо показал, насколько рисковано искать нефть глубоко под землей, используя еще непроверенные технологии. По оценкам подобного несчастья риски были ничтожно малы, однако, оно случилось и принесло разрушения, несопоставимые с потенциальными выгодами - также как и в случае с мировым банковским кризисом. Аналогичная история произошла и в шахтах Чили, хотя компании San Esteban Primera удалось избежать такого же общественного внимания, как ВР. В конце года Rolls-Royce, еще одна ведущая британская компания, производитель двигателей для самолетов мирового класса, была вынуждена бороться с последствиями менее серьезного происшествия: в самолете Qantas Airbus 380 отказал один из двигателей. Несмотря на отличные показатели надежности и доказанные технологии, на компанию обрушился шквал критики.

5. До банкиров до сих пор не дошло

Принятие закона Додда-Франка ознаменовало собой самую далеко идущую реформу индустрии финансовых услуг в США после Закона Гласса Стигалла в 1930-х, разграничившего коммерческую и инвестиционную деятельность банков. Активисты Уолл-Стрит активно препятствовали возврату к закону Гласса-Стигалла, однако, им пришлось смириться с тем, что банкам теперь придется торговать только на свои собственные средства. Какой будет новая бизнес-модель крупных инвестиционных банков, таких как Goldman Sachs, в этом мире зависимости от кредитного плеча и низкой доходности, пока неясно. Предметом жарких споров остались премиальные выплаты. Руководители банков жаловались на единовременный налог в Британии и грозились покинуть Сити. Джон Варли, покидающий свой пост глава Barclays, попытался тихонько вовлечь своих коллег в так называемый "Проект Мелрин", который имеет своей целью сохранить легитимность бонусов, решить проблему с налогами и улучшить имидж индустрии в целом. Однако добиться единодушия оказалось невозможным, отчасти потому что мировые банки, в том числе и Уолл-Стрит, не горят желанием участвовать в "маленьком английском" эксперименте. Пресса продолжила сыпать историями о непомерных тратах, особенно в Ирландии, где банки виноваты в развале сектора ипотечного кредитования. Публика была особенно возмущена, когда Агентство по финансовым услугам, контролирующий орган Великобритании, несумело наказать сэра Фрэда Гудвина и совет директоров Royal Bank of Scotland за недобросовестное управление - ситуация усугубилась отказом FSA опубликовать собственный отчет о расследовании.

6. Викиликс и мир открытых источников

Джулиан Ассандж, в прошлом темная личность, компьютерный фанатик и хакер, поставил мир дипломатии и журналистики с ног на голову. Г-н Ассандж и его интернет-сайт Викиликс (WikiLeaks) спровоцировал два случая утечки конфиденциальной информации правительства США промышленного масштаба. Первый случай был связан с донесениями с линий фронта в Ираке и Афганистане, которые позволяли получить хоть и обрывочное но весьма яркое представление о современной войне. Второй блок информации содержал 250 тыс. классифицированных дипломатических телеграмм со всякими слухами о крупных лидерах, таких как Николя Саркози, Владимир Путин и Сильвио Берлуцкони. Но гораздо более смачный и пикантный инсайд был связан с действиями американцев в Йемене, а также с переговорами в Саудовской Аравии и Эмиратах относительно иранской ядерной программы и желании этих стран поддержать военные действия США против Тегерана. Утечка информации приняла массовый характер и Ассанджа арестовали в Лондоне, позднее он был выпущен под залог. Ему грозит депортация в Швецию, где он предстанет перед судом с обвинением в изнасиловании, или экстрадиция в США, где прокуроры судорожно наскребают доказательства, достаточные для того, чтобы обвинить его в шпионаже.

7. Слухи о кончине печатной прессы сильно преувеличены

Технологии меняют индустрию средств массовой информации. Взрывной рост социальных сетей Facebook и Twitter резко сократил объем продаваемых газет на многих рынках. Но все не так плозо. Бывший генерал КГБ Александр Лебедев упрочил позиции британской печатной прессы, купив The Independent за 1 фунт. Его Evening Standard распространялся бесплатно и обрел новую жизнь. Но самое важное событие - появление ipad от Стива Джобса. Это устройство, а также последовавшие за ним аналоги наподобие Galaxy от Samsung, сочетают в себе интерактивные приложения и ощущение, словно читаешь газету, держишь в руках передовицу!