Олигархи окончательно перестали тусоваться по ночным клубам и выставкам современного искусства, зато на благотворительных мероприятиях – переаншлаг.

Прием с поющим Путиным в Петербурге, коктейль от Светланы Медведевой, аукцион Чулпан Хаматовой и Светланы Бондарчук, "Хорошее мероприятие" в Марио, камерный аукциончик в особняке фонда Светланы Медведевой, – все они затмили некогда главную вечеринку конца года – традиционный новогодний прием Сулеймана Керимова. И хоть "Сулик" в этот раз угощал самой Эми Уайнхаус, рекордно высокая явка была зафиксирована не у него.

Сезон добрых дел начался с клуба PrimeConcept. Такое количество «форбсов» на душу населения как на 5-м юбилейном благотворительном вечере "Хорошее мероприятие" доселе можно было встретить только на Лазурном берегу. Столики ломились от олигархов: Павел Фукс, Давид Якобашвили, Зелимхан Муцоев, Григорий Березкин, Борис Белоцерковский, Владимир Кехман. Светские девушки в тот вечер работали официантками, и пришлось им непросто – ресторан не справлялся с аншлагом.

В ходе вечера родилось почти стахановское движение. Господин Муцоев бился с одним из олигархов за часы авторства другого олигарха – господина Березкина и дошел до 90 000 долларов. В этот момент Давид Якобашвили предложил за часы 100 000 тысяч. И тогда Муцоев сказал: "Пусть Давид берет эти часы, я вижу – ему нужно. А я, где остановился, то и отдам детям". То есть, детям отправилась не только выручка за часы Березкина, но и стоп-сумма Зелимхана Муцоева. Этот почин поддержали и другие. В итоге, за один вечер для тяжело больных детей бодренько собрали около миллиона долларов. Организаторы подчеркнули, что миллион - это и чеки за ужин, и чаевые так называемым "официанткам". То есть, накладные расходы свели к минимуму.

Очень сдержанно и достойно, и тоже – вполне бюджетно прошел коктейль Светланы Медведевой в Кремле. В начале прошлой недели первая леди пригласила дружественных «форбсов» и политиков, а также отдельных любимцев от культуры на концерт и презентацию благотворительной акции "Белая роза". Дам просили быть в платьях с закрытыми плечами, и дамы услышали и вопреки обыкновению, не отсвечивали драгоценностями. Сама Светлана Медведева (кстати, удачно похудевшая) встречала гостей в сдержанном черном платье с приколотой белой розой.

На вечере присутствовали все три жены "великих кормчих" – Наина Ельцина, Светлана Медведева и Людмила Путина. После концерта Анны Нетребко в Александровском зале гостей пригласили в следующий зал – Георгиевский, где раздали буклеты с рассказом о том, что такое "Белая Роза", и чем будут заниматься Благотворительные медицинские центры женского здоровья. Госпожа Медведева объяснила, что превентивная онкологическая медицина существует во всех приличных странах, что многие сугубо женские смертельные заболевания хорошо лечатся, если "засечь" их на ранней стадии, и именно для этого и нужно открывать подобные центры.

Организаторы ставили задачу собрать людей, а не средства. Понятно, что когда за дело берется такой патрон, недостатка понимания не будет и люди, которых пригласили в Кремль – практически готовый резерв донаторов.

Самым обаятельным мероприятием этой недели стал благотворительный аукцион Sweet 90'th. Как на многих мероприятиях Светланы Бондарчук, и на нем присутствовал налет авральности. В последний момент меняли площадку и перенесли все в Tatler Club, который в этом сезоне мой самый главный "нелюбимец и никогда неполюбимец". Светская братия отличилась, – пришли на аукцион всем олигархическим кагалом, покупали резво и азартно. Лоты были отличные, развлекательная программа – калорийной. И только Tatler Club, получивший сумасшедшее паблисити по итогам аукциона, "накрыл поляну" на отцепись – нате вам три полудохлых ролла.

Желающих помочь детям было столько, что кое-кого даже пришлось отправлять на галерку, – мест не хватало. Лоты любезно предоставили и олигархи, и звезды. Торговались за них – и звезды, и олигархи. Первый лот – сертификат на звезду выставил ресторатор Аркадий Новиков, а купил его банкир Александр Светаков.

Об этом человеке надо сказать отдельно. Глава банка «Абсолют» господин Светаков уже много лет тихо и упорно занимается очень серьезной благотворительностью. Начинал он десять лет назад, когда на такие дела не давал практически никто, и вкладывал личные средства в помощь детям-олигофренам. Это самая неподъемная область благотворительности, – в России малоумным сдают кассу крайне неохотно. Между тем, этих детей можно подтянуть, и если это сделать, то жить не растительной, а хоть мало-мальски осмысленной жизнью они смогут. А если не подтягивать, то дорога одна, в дом инвалидов, где они не доживают даже до середины жизни. Именно на это и выделят средства господин Светаков. Кроме этого, он спонсирует лечение детской онкологии и ДЦП. На аукционе Александр Светаков не приобрел крупный лот, но умело подогревал цены на другие. Например, при его помощи взлетела цена на подарочное издание трехтомника Бориса Ельцина с дарственной надписью Наины Иосифовны, – оно стало самой дорогой покупкой вечера.

Одним из первых лотов были серьги-пчелки Cartier Ольги Слуцкер, первое Cartier, которое бизнес-леди купила в те самые сладкие девяностые. За 400 000 рублей их купил банкир и яхтостроитель Борис Давлетьяров и преподнес Чулпан Хаматовой. Чулпан тут же выставила их обратно на аукцион. Борис Давлетьяров опять их купил, опять отдал актрисе и сказал: "Чулпан, больше так не делай". Но госпожа Хаматова все равно их выставила, уже в третий раз, и серьги купила супруга банкира Андрея Бородина Татьяна Корсакова, тоже благотворитель.

Банкир Александр Лебедев прислал в качестве лота военный пулемет времен великой отечественной. "Ваши с Александром соседи будут счастливы, Лена, – сказал Игорь Верник, – ведь именно его звук заглушает ваши ссоры". За пулемет сначала дрались только барышни. Первая в бой вступила Светлана Бондарчук. Ее ставку перебила Елена Ярмак. "Да, Света, да, Федор, правда, достал. Не только тебя", – одобрил ее ставку Верник. В итоге, пулемет купил яхтсмен Андрей Бойко. Видимо, будет с берега отстреливаться от вражеских яхт. После оплаты покупки господин Бойко куда-то свинтил, а Tatler Club потребовал избавить их от негламурной негабаритной хреновины. В итоге, пулемет несколько дней жил в багажнике джипа подруги Светланы Бондарчук.

Богатые и знаменитые отдавали на аукцион не крошки со своего стола, а в самом деле дорогие сердцу вещи. Константин Эрнст прислал свою первую "ТЭФИ". Федор Бондарчук передал аукциону свою первую "Овацию". Семейство Александра Лебедева не только заслало пулемет, но и прикупило работу Влада Локтева. Светлана Бондарчук не только организовала аукцион, а еще и купила за 250 000 рублей платье Вионетт.

Те, кто застал светскую жизнь 90-х, помнят, что в ресторанах и клубах в те годы был всегда "показ". Сейчас это слово почти исчезло из светского обихода, а тогда "показ" был непременной его составляющей. И вот, в перерыве между торгами, на подиум вышли самые известные манекенщицы девяностых: Ирина Рудницкая, звезда «Ред Старса» Наталья Польщикова, и еще 5-6 девочек тех лет, которые работали в этот вечер бесплатно. Прием завершала певица Любовь Успенская. И под эту всю развеселую лавочку, как бы играя и шутя, в фонд Чулпан Хаматовой "Подари жизнь!" собрали 14 000 000 рублей. Сумма эта все прибывает: те, кто был в отъезде или по разным причинам не успел выбрать лот, всю неделю засылают свои "донации". И еще раз отмечу, что затратной части практически не было, то есть – абсолютно все деньги пойдут именно в фонд Чулпан.

Благотворительный марафон продолжился и в начале этой недели. В особняке фонда Светланы Медведевой прошел скромный аукцион фонда "Линия жизни", – при помощи Игоря Верника десять столиков собрали деньги на операции нескольким детям. Продавали совершеннейшую ерунду: мишек, заек, куколок, "кьюти-кьютную" скульптуру скотч-терьера авторства дочери артиста Ярмольника и картинку-эмаль дочери музыканта Маргулиса, и тем не менее - несколько жизней откупили. И тут обошлись без затрат, - на столах орешки, после аукциона - тарталетки и блинчики. Эстафету передали Михаилу Куснировичу – в ГУМе благотворительный вечер Новогодних Елок.

С чем связан такой разгул добрых дел? На самом деле, почти все из героев-покупателей этой недели несколько лет занимались благотворительностью частным порядком, тихо. Мало кто знает, но всегда по всем фондам сдавала кассу Ирина Гайдамак. Повторюсь, Александр Светаков десять лет всерьез поддерживает самых непопулярных из нуждающихся. Список "заядлых" благотворителей не так уж мал: Лен Блаватник, Татьяна Корсакова, Ирина Кудрина, Давид Якобашвили и многие-многие другие. Просто до этого года charity не носило массового светского характера. Почему именно в этом году благотворительность оформилась в крупное движение? Мне кажется, все-таки это осознание личной ответственности. Вот это "если не я, то кто, ведь помрут же!" и отделение себя от равнодушного государства – эдакое обиженное "сами разберемся, обойдемся без вас".

Итак, светская жизнь приобретает смысл и окраску. На этой мажорной ноте надо бы закончить повествование, но не могу, – не дает покоя один крайне неудобный вопрос. Недавно в Петербурге в Ледовом Дворце прошел благотворительный ужин. Прибыли звезды первой величины: Шерон Стоун, Моника Белуччи, Микки Рурк, Орнелла Мути, Кевин Костнер, Венсан Кассель, Голди Хоун, Курт Рассел, Ален Делон. Я сильно сомневаюсь, что все они – прибыли бесплатно. По моим сведениям, в это время года и в такую погоду в Петербург никто бы не поехал меньше, чем за миллион долларов. Хорошо, пусть даже – пол миллиона каждый. Посчитайте, сколько получается. И кроме гонораров, они же несколько дней провели в городе на замершей Неве. Их надо кормить, селить и выгуливать.

Как бы – главный спонсор Согаз. Светские следопыты рассказывали, что даже половина столиков не была продана. Об итогах аукциона мы тоже ничего не знаем, но точно известно, что аховых сенсаций там не было. Окупилась ли затея – никто не отчитался. "Это же про другое, это политика", – пожимали плечами инсайдеры.

Да, похоже - "ах, это братцы, о другом", и всю эту историю замутили для того, чтобы господин Путин спел в присутствии голливудских звезд. Если так, то – пойте-пойте, гражданин, кто вам считает.....